Проекты

Проект «Приглашенный профессор»

Сетевая академия педагогики электронного обучения ведет работу по организации открытых лекций в области теории и методики электронного обучения, информатизации образования. Открытые лекции в этой сфере адресованы студентам, преподавателям, учителям, активно использующим информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности.

robert

Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, Руководитель Центра информатизации образования Института управления образованием Российской академии образования (г.Москва, Российская Федерация)


Роберт Ирэна Веньяминовна - академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2001 и 2009 гг., директор ФГНУ "Институт информатизации образования" Российской академии образования.

Роберт И.В. – главный ученый секретарь Президиума РАО, директор Института информатизации образования РАО, с 1993 по настоящее время является научным руководителем исследований в области информатизации образования, осуществляемых в РАО: с 1993 по 1998 год – научный руководитель Комплексной программы Отделения общего среднего образования РАО «Информатизация образования», с 1998 года – научный руководитель и исполнитель Комплексной программы Отделения высшего профессионального образования «Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования», с 2001 г. по 2007 г. – научный руководитель и исполнитель Комплексной программы Отделения высшего профессионального образования «Информационные и коммуникационные технологии в общем профессиональном и дополнительном образовании» (в настоящее время Отделение профессионального образования); с 2008 г. осуществляет научное руководство направлением «Методология развития отечественной системы информатизация образования в здоровьесберегающих условиях» программы фундаментальных исследований РАО на 2008-2012 годы. В рамках выполнения НИР Роберт И.В. осуществляет координацию научных исследований более чем тридцати научно-исследовательских коллективов институтов, университетов, педуниверситетов, педвузов и вузов России.

Результатами исследовательской и научно-методической деятельности Роберт И.В. являются более 220 научных публикаций (в том числе за рубежом – в Великобритании, Венгрии, Республике Куба, Югославии) в области методологии и теории разработки и применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональном педагогическом и гуманитарном образовании, по проблемам информатизации профессионального образования и методики обучения информатике и ИКТ. Среди публикаций – монографии, концепции и статьи теоретического характера по проблемам подготовки кадров в области применения средств ИКТ в профессиональной деятельности преподавателя, методические ре­комендации и книги для учителя по вопросам преподавания информатики, брошюры и нормативно-методические материалы по использованию средств ИКТ в сфере общего и профессионального образования. Ее монография «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования» 1994 года явилась основной методологической работой в области реализации возможностей ИКТ в целях совершенствования образовательного процесса. Роберт И.В. является соавтором «Концепции информатизации образования», разработанной ВНИК ГКНО СССР (1990 г.) и Всероссийских Санитарно-гигиенических норм «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, ПЭВМ и организация работы» (1996 г.). Теоретические материалы, разработанные Роберт И.В., вошли в Отраслевой стандарт Министерства образования РФ «Оценка качества программных средств учебного назначения» (2000 г.). Она является научным руководителем разработки отраслевого стандарта Министерства РФ по связи и информатизации «Комплект учебной вычислительной техники для кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами в учебных заведениях системы общего среднего образования» (2003 г.). С 2000 г. Роберт И.В. является научным руководителем испытательной лаборатории, аккредитованной в Институте Министерством РФ по связи и информатизации, осуществляющей сертификацию педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ. Ее практико-ориентированные разработки – программы курсов для студентов педвуза по методике информатики и применению средств ИКТ, программные средства и системы учебного назначения, программно-методические комплексы по информатике и математике, методические рекомендации по использованию кабинета информатики, учебно-наглядные пособия по курсу информатики – были рекомендованы Минобразованием РФ и распространены по регионам России и странам СНГ. Под ее научным руководством разработаны основные нормативно-технические и инструктивно-методические материалы по проблемам использования средств ИКТ в образовательном процессе системы общего и профессионального образования.

Роберт И.В. разработаны авторские программы учебных курсов по информатике для высшего педагогического и гуманитарного универ­ситетского образования, утвержденные Учебно-методическим советом Минобразования РФ по педобразованию. Ею разработаны программы учебных курсов подготовки учителей и работников образования в области информатизации образования, информатики и ИКТ. Под ее научным руководством и с ее соавторством созданы научно-методическое и программно-методическое обеспечение обучения информатике учителей и студентов педвузов в области информатики и ИКТ.

Роберт И.В. являлась членом рабочих групп и комиссий Министерства образования РФ по ряду основных направлений информатизации образования. На протяжении многих лет она руководила работой секции «Информатика» и являлась членом секции электронных изданий Федерального экспертного совета Министерства образования РФ.

Являясь членом диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, а с 2000 г. по настоящее время – председателем докторского совета Роберт И.В. ведет плодотворную работу по подготовке кадров высшей квалификации по проблемам высшего педагогического, гуманитарного университетского образования, информатизации образования. Роберт И.В. является руководителем научной школы. Под её руководством защищено 12 докторских и 32 кандидатские диссертации.

За заслуги в области педагогических наук Роберт И.В. награждена медалью «Ветеран труда», бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ, медалью К.Д. Ушинского, Почетными грамотами РАО и Минобразования РФ. Она является лауреатом премии Правительства РФ в области образования за 2001 и 2009 гг.
Направления научных исследований, проводимых в рамках научной школы:

  1. Совершенствование методологии отбора содержания образования, методов и организационных форм обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающегося в условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации.
  2. Методология создания педагогических технологий, методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельного представления и извлечения знания, на осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании современных методов и средств формализации знания, средств автоматизации, информатизации и коммуникации в процессе решения комплексных педагогических задач.
  3. Реализация возможностей распределенных информационных ресурсов локальных и глобальной сетей как основы функционирования информационной среды педагогической науки и непрерывного образования.
  4. Научно-методические основы создания и организации процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
  5. Теоретические основы использования инструментальных средств психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний, продвижения в учении, установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося.
  6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях.

Основные научные труды:

Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). ИИО РАО. М.: - 2007, 18. п.л.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в обучении: дидактические проблемы; перспективы использования / М.: ШколаПресс, 1994. 8 п.л.
Роберт И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. / Методические рекомендации. М.: Научно-методический центр среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999, 6 п.л.
Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. / Учебно-методическое пособие. М.: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999, 10 п.л.
Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004. – 6 п.л.
Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комлексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2005, 4 п.л.
Роберт И.В., Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование, 2001, № 5, 1 п.л.
Роберт И.В., Беляев М.И., Краснова Г.А. и др Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. – 5,4 п.л.
Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Сборник статей Экспертно-консультативного Совета по вопросам обучения, открытого образования и внедрения новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке. / Подготовлен к парламентским слушаниям на тему: «О государственной поддержке развития информационных образовательных технологий: нормативно-правовой аспект», 2006 год, Москва, 1 п.л.
Роберт И.В., Кулагин В.П., Юрасов В.Г. и др. Информационные технологии в образовании Минобразования и науки РФ, Гос. НИИ информационных образовательных технологий, М.: 2004 г., 15,5 п.л.
Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М.: «Дрофа», 2007, 35 п.л.
Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // «Информатика и образование», № 5 – 2004 г., № 6 - 2004 г., 1 п.л.

 

Выявлены и описаны особенности развития дидактики в условиях информатизации образования. Обосновано представление информатизации образования как трансфер-интеграивной области педагогической науки, обеспечивающей развитие традиционных наук (научных областей) на основе реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Представлено определение дидактики в условиях информатизации образования. Сформулированы основные направления развития дидактики в условиях информатизации образования.

Смотреть запись открытой лекции

Представлены общие характеристики информационно-образовательного пространства в контексте содержательной сути философской категории «пространство» и характерные особенности информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Сформулировано определение информационно-образовательного пространства в контексте содержательной сути философской категории «пространство». Обоснованы и сформулированы педагогические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства. Описаны условия интеллектуализации взаимодействия обучающегося со средствами информатизации в информационно-образовательном пространстве. Выявлены философско-методологические, социально-педагогические и медико-психологические основания создания и развития информационно-образовательного пространства, описаны также пути подготовки педагогических и управленческих кадров в условиях его функционирования.

18 ноября 2016 года (пятница)

Выявлены и описаны особенности развития дидактики в условиях информатизации образования. Обосновано представление информатизации образования как трансфер-интеграивной области педагогической науки, обеспечивающей развитие традиционных наук (научных областей) на основе реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Представлено определение дидактики в условиях информатизации образования. Сформулированы основные направления развития дидактики в условиях информатизации образования.

Смотреть запись открытой лекции

Представлены общие характеристики информационно-образовательного пространства в контексте содержательной сути философской категории «пространство» и характерные особенности информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Сформулировано определение информационно-образовательного пространства в контексте содержательной сути философской категории «пространство». Обоснованы и сформулированы педагогические условия создания и функционирования информационно-образовательного пространства. Описаны условия интеллектуализации взаимодействия обучающегося со средствами информатизации в информационно-образовательном пространстве. Выявлены философско-методологические, социально-педагогические и медико-психологические основания создания и развития информационно-образовательного пространства, описаны также пути подготовки педагогических и управленческих кадров в условиях его функционирования.

grinshkun
Гриншкун Вадим Валерьевич
– доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии информатизации образования, заведующий кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета (г.Москва, Российская Федерация).

Окончил с отличием механико-математический факультет Новосибирского государственного университета по специальности "Механика, прикладная математика".
Кандидатская диссертация "Организация компьютеризированного обучения на базе иерархических структур данных" защищена в 1996 году по специальности 13.00.02 - "Методика преподавания информатики".
Докторская диссертация "Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования" защищена в 2004 году по специальности 13.00.02 - "Теория и методика обучения и воспитания (информатизация образования)".


Работал инженером в НИИ Информатики и вычислительной техники АПН СССР (г. Новосибирск), научным сотрудником в Институте программных средств обучения РАО (г. Новосибирск), директором Центра телекоммуникаций Финансовой академии при Правительстве РФ (г. Москва), деканом математического факультета Московского городского педагогического университета.
Область научных интересов - информатизация образования, создание системы подготовки и переподготовки педагогов в области информатизации образования, разработка компьютерных программных систем, развитие содержания обучения информатике, использование компьютерной техники и информационных технологий в сфере образования, телекоммуникации, содержательное наполнение телекоммуникационных систем.
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии информатизации образования, лауреат конкурса Правительства Москвы "Грант Москвы" в области наук и технологий в сфере образования.


Под руководством В.В. Гриншкуна защищены 2 докторские диссертации, 16 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации доктора философии PhD. Ученый секретарь диссертационного совета Д 850.007.03 при Московском городском педагогическом университете по защите диссертаций по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика, математика, информатизация образования).

Член научно-методического совета по формированию контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по информатике.
Член научно-методического совета МГПУ и ученого совета Института математики и информатики МГПУ.
Член Технического комитета по стандартизации N 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)" Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Эксперт Московской городской службы лицензирования и аттестации.
Член экспертной комиссии по рецензированию программ дополнительного образования Координационного совета по дополнительному профессиональному образованию руководящих и педагогических работников Департамента образования города Москвы. Эксперт независимого агенства аккредитации и рейтинга Республики Казахстан.
Эксперт конкурса "Ярмарка идей" окружного управления образования и префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы.
Член редколлегии журналов "Информатика в школе", "Вестник МГПУ. Серия "Информатика и информатизация образования", "Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации", "Вестник РУДН. Серия "Информатизация образования", "Компьютер в школе и в семье (Украина)", "Вестник Казахского национального педагогического университета. Серия "Физико-математические науки", "American Journal of Pedagogy and Education" (Yelm, WA, USA).
Награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов, Почетной грамотой за вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с 75-летием со дня образования Курского государственного университета.
Принимал участие в более чем 25 научно-исследовательских проектах Национального фонда подготовки кадров, министерств образования РФ и стран СНГ.
Участвовал в работе более 100 всесоюзных, всероссийских и международных конференций (СССР, Россия, США, Армения, Казахстан, Турация, Украина). Ученый секретарь Программного комитета Международного конгресса конференций "Информационные технологии в образовании (ИТО)". Член Програмного комитета ежегодной Международной научной конференции "Инфо-Стратегия".
Является автором более 320 научных работ, опубликованных в отечественных и иностранных журналах и издательствах, в том числе 7 монографий, 4 учебников и 23 учебно-методических пособий. Учебник "Информатика и ИКТ. 8 класс" включен в Федеральный перечень учебников, допущеных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе.
В 2013 году вошел в список из 100 цитируемых педагогов России по версии журнала "Вестник Института образования человека", составленный на основании РИНЦ - Российского индекса научного цитирования.

26 ноября 2016 года
(аудитория 306 (учебный корпус № 3), аудитория 520 (учебный корпус № 2))

Содержание курса лекций включает в себя формирование систематизированных знаний об особенностях устройства современной компьютерной техники, значимых для создания системного программного обеспечения; задачах системного программирования и методах их решения; терминологии системного программирования; принципах и процессах проектирования и разработки системных программ; особенностях и характерных чертах различных языков программирования, специфике изучения дополнительных языков; разработки и взаимодействия различного программного обеспечения; областях применения элементов системного программирования в образовании.

Содержание курса лекций включает в себя формирование систематизированных знаний об особенностях устройства современной компьютерной техники, значимых для создания системного программного обеспечения; задачах системного программирования и методах их решения; терминологии системного программирования; принципах и процессах проектирования и разработки системных программ; особенностях и характерных чертах различных языков программирования, специфике изучения дополнительных языков; разработки и взаимодействия различного программного обеспечения; областях применения элементов системного программирования в образовании.

28 ноября 2016 года
(аудитория 520, учебный корпус № 2)

Содержание курса лекций включает в себя формирование систематизированных знаний об особенностях устройства современной компьютерной техники, значимых для создания системного программного обеспечения; задачах системного программирования и методах их решения; терминологии системного программирования; принципах и процессах проектирования и разработки системных программ; особенностях и характерных чертах различных языков программирования, специфике изучения дополнительных языков; разработки и взаимодействия различного программного обеспечения; областях применения элементов системного программирования в образовании.

Содержание курса лекций включает в себя формирование систематизированных знаний об особенностях устройства современной компьютерной техники, значимых для создания системного программного обеспечения; задачах системного программирования и методах их решения; терминологии системного программирования; принципах и процессах проектирования и разработки системных программ; особенностях и характерных чертах различных языков программирования, специфике изучения дополнительных языков; разработки и взаимодействия различного программного обеспечения; областях применения элементов системного программирования в образовании.

grigorievГригорьев Сергей Георгиевич – доктор технических наук, профессор, член корреспондент РАО, директор Института математики и информатики, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета (г.Москва, Российская Федерация).

В 1975 году закончил факультет Вычислительных и управляющих систем Казанского авиационного института по специальности «Прикладная математика». Диплом.

В 1980 году закончил аспирантуру Казанского государственного университета, в 1982 году защитил диссертацию «Применение метода Галеркина для решения однофазной задачи Стефана» на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук по специальности «Вычислительная математика».

В 1992 году закончил докторантуру Санкт-Петербургского государственного университета, в 1993 году защитил диссертацию «Реализация системы логического программирования для компьютеров с ограниченными ресурсами» на соискание ученой степени доктора технических наук по специальности «Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов, систем и сетей».

В 1995 году присвоено ученое звание профессора по кафедре «Автоматизированные системы обработки информации».

В 1999 году избран почетным доктором Алма-атинского государственного университета (Республика Казахстан).

В 2007 году избран членом-корреспондентом Российской академии образования (специальность Информационно-образовательная среда). В представлении ИСМО РАО сказано, что «согласно, предложенному в работах С.Г. Григорьева подходу, многие ученые под информационно-образовательной средой понимают основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса. Информационно-образовательная среда трактуется как многокомпонентная система, основу которой составляют электронные образовательные ресурсы – активно развивающиеся в последние десятилетия средства обучения, способные внести существенный вклад в повышение качества образования, обеспечение его актуальности и доступности, эффективности функционирования учреждений образования.»

Трудовая деятельность.

С 1975 по 1992 год, ассистент, аспирант, старший преподаватель, доцент, докторант Казанского авиационного института, Казанского государственного университета, Марийского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета.

С 1993 по 1997 год работал заведующим отделом Института информатизации образования Министерства образования РФ.

С 1997 по 2002 год работал начальником управления информатизации Финансовой академии при Правительстве РФ, параллельно, по заданию министерства Труда и социального развития РФ, в должности проректора занимался совершенствованием информационной структуры Академии развития персонала.

С 2002 года по настоящее время работает заведующим центром информатики и информационных технологий в образовании Института содержания и методов обучения РАО и заведующим кафедрой информатики и прикладной математики ГОУ ВПО МГПУ.

Стаж научно-педагогической работы 28 лет.

Научная деятельность.

Автор более 180 научных работ, в числе которых учебники, монографии, статьи в отечественной и зарубежной научной периодике.

Является главным редактором журнала "Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования»", бюллетеня центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО, членом редколлегии нескольких российских и зарубежных научных журналов.

Председатель Программного комитета и инициатор создания Конгресса кон-ференций «Информационные технологии в образовании» (ИТО).

С 2000 года работает экспертом Национального фонда подготовки кадров. На протяжении нескольких последних лет неоднократно участвовал в экспертизе научных разработок, проводимых Министерством образования и науки РФ.
В 2014 году проходил стажировку в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Российской академии образования»
Участвовал и руководил научными разработками ФЦПРО и образовательными разделами программы «Электронная Москва», дважды получал грант Москвы.

Является заместителем председателя диссертационного совета ДМ850.007.03 при ГОУ ВО МГПУ, состоит в диссертационном совете Д 008.008.04 при ИСМО РАО.

Под научным руководством С.Г.Григорьева подготовлено 19 кандидатских и 8 докторских диссертаций.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА

17 ноября 2016 года
(аудитория 520, учебный корпус № 2, он-лайн трансляция)

18 ноября 2016 года
(аудитория 482, учебный корпус № 3, он-лайн трансляция)

Смотреть запись открытой лекции

Кудин

Кудин Анатолий Петрович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры программной инженерии, проректор по дистанционному образованию и инновационным технологиям обучения, НПУ им.М.П.Драгоманова (Киев, Украина)

Смотреть лекцию по ссылке

Тимошенко

Тимошенко Алексей Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физического воспитания и спорта НПУ им.М.П.Драгоманова (Киев, Украина) «Информатизация учебного процесса на факультете физического воспитания и спорта»

Смотреть лекцию по ссылке 

Категория: